Автомобильный рынок. Лето-2015.

автомобильный рынок

После сильной девальвации рубля в конце 2014 года стало понятно, что автомобильный рынок ждут крайне непростые времена. Ситуация была настолько сложной и неопределенной, что мало кто рисковал прогнозировать, насколько именно упадут продажи автомобилей.

Спустя полгода неопределенность все еще сохраняется, однако можно сделать выводы о некоторых трендах.

За первые полгода рынок новых легковых автомобилей сжался больше, чем на треть – падение составило 36% по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Причем АЕБ учитывает отгрузки автомобилей от производителей дилерам, а не реальные продажи. Если же оценивать количество поставленных на учет автомобилей, то становится ясно, что склады дилеров затоварены и рынок просел не меньше, чем на 40%. В самом лучшем случае продавцы реализуют в этом году на миллион автомобилей меньше, чем в прошлом. Впрочем, это еще не означает, что авторынок потеряет триллион рублей, ведь в денежном выражении падение составило лишь 25%. Это объясняется двумя факторами: Во-первых, поднялись цены на автомобили, в среднем на 18%. Впервые этот показатель в России превысил миллион рублей (983 000 руб. в 2014-м, 1 160 000 руб.в 2015-м). Во-вторых, премиум-рынок падение коснулось в меньшей степени. Такие бренды, как Porsche, и вовсе в начале года показывали рост.

 

Сегодня ситуация на рынке характеризуется крайней неоднородностью – в сложные времена представительства автомобильных брендов и дилеры ведут себя совершенно по-разному. Есть те, кто предпочитает зафиксировать убытки и уйти из России. За последний год рынок покинули Opel, Chevrolet, Seat, Dodge, Luxgen, BYD, FAW, ЗАЗ, Богдан. Другие компании пытаются оптимизировать свой модельный ряд, снизить издержки, маневрировать ценами, чтобы остаться на плаву. Есть и такие, кто активно инвестирует в свое развитие, пытаясь воспользоваться кризисом как возможностью увеличить свою долю. В первую очередь стараются китайцы – Lifan и Zotye организовали российскую сборку и выводят на рынок новые модели этим летом. В частных разговорах представители таких компаний хвастаются легким доступам к «длинным» деньгам – получая в Китае кредиты под 2-3% годовых, они имеют возможность долгое время работать без прибыли, чтобы застолбить свою нишу.

 

Наличие российской сборки автомобилей после падения рубля становится краеугольным камнем, определяющим – выживет бренд в России, или нет. Характерный пример – модели Mazda3 и Mazda6, практически сравнявшиеся по цене из-за того, что «шестерка» производится в РФ, а «трешка» импортируется. Разумеется, продажи Mazda3 упали почти до нуля и модель с рынка уходит. Известно, что аналогичная судьба ждет Lancer, Civic, Navara, Crosstour, Scenic, Edge, Ranger, S-Max, Galaxy, Swift, Splash, DS5, Legacy и многие другие – не меньше 30 моделей покидают наш рынок в этом году. А уйдут ли какие-то марки?

До сих пор в России официально присутствовало необычайно много автомобильных брендов – без малого полсотни! Такого разнообразия нет даже на колоссальном североамериканском рынке. А после того, как российский рынок сжался, становится совершенно очевидно – не все игроки смогут на нем остаться. В зоне риска такие марки, как Honda, Citroen, Mazda, Alfa Romeo, Subaru, Suzuki, Smart, SsangYong, Volvo… Впрочем, в абсолютной безопасности не находится ни одна компания – в конце-концов, кто предвидел уход General Motors?

 

Что же касается дилеров, то здесь ситуация еще сложнее. В более выгодном положении находятся мультибрендовые дилерские центры – они компенсируют падение продаж в одних шоурумах ростом в других. В течении 2015-го года на рынке было два больших повышения цен и одно снижение, и производители переписывали ценники далеко не одновременно. В результате в прайс-листах творится полный хаос. Например, Mercedes E200 и BMW 520 за последний год аж пять раз обгоняли друг друга в росте цен! В настоящий момент Mercedes на 60 000 рублей дороже, год назад разница составляла 125 000 рублей, но BMW дважды выходил вперед.

Политика производителей, как правило, такова, что дилеры вынуждены выполнять план, заполняя новыми автомобилями свои стоянки – иначе они лишатся премии, которая составляет львиную долю прибыли продавца. По некоторым данным, в настоящий момент непроданными у дилеров стоят не менее 100 000 машин. В то же время стоянки зачастую крайне дороги – во многих городах дилеры даже пользуются автолифтами, чтобы парковать по 3-5 машин на одно машиноместо. Все это привело к тому, что летом 2015-го до 80% автомобилей продается со скидками – настоящий сезон распродаж! Помогают выполнять план утилизация и государственное субсидирование кредитных ставок. В два раза с начала года увеличилось количество покупателей, пользующихся автокредитом. В свою очередь, производители помогают дилерам, разрешая увеличивать торговую наценку. Представитель одного из дилеров Audi признался: если раньше с одной машины компания зарабатывала 30 тысяч рублей, то сейчас – 200 тысяч.

 

Что ждет российский автомобильный рынок? Сегодня никто не верит в его скорое восстановление. Цифры в 3 миллиона проданных машин мы не достигнем еще многие годы. А вот насколько сильно рынок может еще упасть, пока никто сказать не готов. В конце-концов, в Греции после кризиса 2008 года продажи автомобилей снизились в шесть раз. В некоторых странах Восточной Европы уже сильно вырос спрос на гужевой транспорт.

Так или иначе, авторынок уже не будет прежним и всем участникам нужно учиться жить в новых условиях.

Автомобильный рынок. Лето-2015.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *