Рынок запчастей: силён ли кризис?

Российский автомобильный бизнес в жестоком кризисе – кажется, такого еще не было в нашей новейшей истории. По итогам января 2015-го рынок продаж новых машин упал на 25%, а по многим маркам – в 4-5 раз!

А что же с рынком автозапчастей и комплектующих? Есть две новости. Хорошая заключается в том, что ломаться автомобили не перестают, а значит, в количественном выражении падение не такое уж сильное. Да, многие автовладельцы откладывают несрочный ремонт, но другие, напротив, поспешили сделать все назревающие замены, не дожидаясь повышения цен.

Плохая же новость в том, что у большинства потребителей упали доходы и увеличились расходы, в том числе расходы на автомобиль. Свободных денег остается меньше и приходится экономить. Во-первых, снижается средний пробег автомобилей, значит рынок все-таки будет проседать и в количественном выражении тоже. Во-вторых, и это хуже, клиенты переходят на более дешевые компоненты. Кто-то уйдет от официалов к неавторизованным сервисам, кто-то вообще откажется от сторонних услуг и начнет ремонтироваться в собственном гараже. От запчастей в коробках Toyota или BMW многие откажутся в пользу аналогичных, но в коробках ZF или Champion. Другие европейским и японским брендам предпочтут китайские. Третьи вообще перейдут от новых запчастей к секонд хенду. Тем более, что угоны машин в кризис тоже резко активизировались и авторазборки на повышенный спрос отвечают увеличенным предложением.

 

Текущее состояние рынка невозможно описать однозначно – понятно, что рублевые цены на запчасти и комплектующие растут, но происходит это крайне неравномерно. Расходники подорожали быстрее всего – запас фильтров и лампочек на складах, как правило, невелик, поэтому новые партии уже пугают клиентов своим ценником. С другой стороны, какой-нибудь карданный вал для Prado, который спрашивают раз в три года, может лежать на складе еще очень долго и цена его, возможно, останется докризисной.

 

Продавцы запчастей сталкиваются с дилеммой: или «ужаться», снизив свою наценку, или сделать увеличение курса проблемой клиента, рискуя этого клиента потерять. Аналогично выбирают политику российские производители запчастей, у которых тоже возросли расходы (например, на покупку импортных компонентов) – кто-то уже увеличил отпускные цены, кто-то пока держится, надеясь занять большую долю рынка.

К счастью, независимые поставщики, по крайней мере, имеют возможность гибко реагировать на ситуацию – оптимизировать свои издержки, переходить на более дешевые бренды, искать другие каналы поставки. А вот официалы, связанные соглашениями с автопроизводителями, могут лишь подсчитывать убытки – клиентов, остающихся с дилером после окончания гарантийного срока, теперь можно будет пересчитать по пальцам.

Впрочем, в моменте сложилась интересная ситуация – из-за своей инертности дилеры не успевают переписывать ценники и многие запчасти сейчас дешевле всего можно купить именно у официалов!

При стабильных внешних условиях ситуация на рынке станет устойчивой лишь к середине года.

Рынок запчастей: силён ли кризис?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *