Кому в кризис жить хорошо?
И другие вопросы, которые мы задали Дмитрию Кондратьеву, генеральному директору компании «Берг Холдинг».
Справка: Берг – один из крупнейших в России дистрибьюторов автозапчастей, смазочных материалов и гаражного оборудования. Группа Берг представлена в 27 российских регионах. В доступности для клиентов компании – более 10 миллионов наименований автомобильных запасных частей и аксессуаров.
— Дмитрий Сергеевич, как выглядел рынок автозапчастей до кризиса?
— Автомобильный парк в стране постоянно растет. В то же время потребность в запчастях отдельного потребителя зачастую уменьшается из-за увеличения срока службы компонентов – например, свечей или моторного масла. На объем рынка неоригинальных запасных частей также влияет омолаживание автопарка. Если говорить о рынке запасных частей для легковых иномарок, то в 2013-2014 годах он показывал медленный рост.
— И как на него повлиял кризис?
— На продажи неоригинальных запчастей экономическая ситуация влияет не так сильно, как на продажи автомобилей или оборудования для автосервисов. В ноябре – декабре наблюдался нехарактерно высокий спрос. После Рождественских каникул рынок, конечно, «просел». В количественном выражении – процентов на 10-15. В рублевом же выражении к настоящему моменту рынок вырос на те же 10-15%. Но это весьма приблизительные оценки, поскольку во всех сегментах и во всех регионах ситуация разная.
Например, состоятельные столичные потребители могут переходить от оригинальных запасных частей к их аналогам – для нас это только плюс. В то же время в регионах покупатели «качественного китая» могут переключаться на самый дешёвый продукт, которым мы не торгуем.
— Кто больше всего пострадал от кризисных явлений?
— Пострадали многие – если честно подходить к подсчету экономической эффективности бизнеса. Производители, дистрибьюторы, оптовики, магазины – у всех снизились объемы продаж (из-за отложенного спроса), и одновременно упала доходность, потому что приходится снижать свою наценку.
— Берг тоже снизил наценку?
— У нас не было какого-то политического решения о снижении, потому что наценка устанавливается менеджерами отдельно по каждой группе товаров или бренду в соответствии с рыночной конъюнктурой и задачами компании. Но в целом снижение, конечно, произошло.
— И как в целом чувствует себя компания?
— Неплохо. Падение рынка в кризис всегда приводит к тому, что самые сильные игроки увеличивают свою долю.
— Как сильно поднялись цены на запчасти?
— На сегодня рост наших отпускных цен – примерно 35-40 процентов. Опять же, это весьма приблизительная оценка, потому что поставщики ведут себя совершенно по-разному.
Кстати, доллар вырос на 70%, а евро – меньше, поэтому сейчас дорогие европейские запчасти, которые покупаются за евро, подорожали не так сильно, как дешевые азиатские, которые покупаются за доллары.
— Вы продаёте «докризисный» товар со склада по «докризисной» цене?
— Нет, конечно. Мы меняем свою отпускную цену на товар вслед за нашими поставщиками. Хотя есть компании, которые продают старый товар еще по той цене, по которой он к ним пришел до девальвации рубля.
— Насколько лучше рынка выглядят отечественные производители запасных частей?
— Мы практически не торгуем такими компонентами. Но у них у всех тоже разная ситуация – у кого-то новый ценник, у кого-то нет.
— А есть еще поставщики, которые вообще не поднимали цены?
— В опте – нет. В рознице такое случается. В опте пока еще есть импортные запчасти, которые подорожали в рублях всего на 20%.
— Это происходит из-за долгого процесса принятия решений внутри больших компаний?
— Не всегда. Бывает, что это их сознательная политика. Им виднее – зачастую это фирмы со столетней историей, которые повидали много кризисов в разных странах и, видимо, знают, что делают.
— Как кризис изменит рынок автомобильных запчастей?
— Рынок консолидируется. Слабые компании уйдут, сильные компании поделят их долю рынка.
Вопросы задавал Сергей Лобанов.
Работаю с Бергом уже 6 или 7 лет,отличная компания на мой взгляд.Спасибо им за работу и помощь.